Словарь

лицо, профессионально занимающееся опросом с целью сбора информации об общественном мнении по тому или иному вопросу.

лицо, принимающее участие в  опросе

(фр. représentatif — представляющий собой что-либо, показательный, ха­рак­тер­ный) — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Также репрезентативность (представительность, говоря ненаучным языком) можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.

это часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение обо всей генеральной совокупности. Для того чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать свойством репрезентативности.

Квотная выборка достаточно часто используется в социологических исследованиях, так как позволяет полностью воспроизводить «микромодель» генеральной совокупности на основе статистических параметров (квот, долей), которые отражают социально-демографические, образовательные, социально-психологические, семейные и прочие характеристики генеральной совокупности.

Такая выборка всегда основана на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности, т е выбираются отдельные квоты единиц исследования генеральной совокупности, обладающие определёнными признаками (возрастом, уровнем образования, профессией и др.)

Например, застройщик желает иметь представление о своей реальной аудитории, и проводит исследование по ее сегментированию. 

Допустим, в нашем списке 10 531 клиентов, купивших квартиру за период с 2000 – 2016 г. в разных жилых комплексах застройщика в городе N. Но опросить 10531 клиента будет сложно и затратно, у каждого проекта сжатые сроки и только подумать, сколько интервьюеров должно работать на проекте, чтобы опросить 10531 клиента за несколько дней.

Поэтому гораздо проще будет определить выборочную совокупность, т.е. опросить не все 10 531, а выбрать лишь часть, которая по результатам будет соответствовать генеральной совокупности. 

Выборочная совокупность исследования будет составлять 1155 клиентов. Расчет выборочной совокупности производится по специальным формулам, разработанным социологами совместно с математиками и статистами. 

Что это значит? Результаты опроса 1155 клиентов практически не будут отличаться от результатов опроса 10 531 клиента. Только при условии того, что все расчеты выборочной совокупности были проведены верно.

Именно поэтому в анкетах встречаются вопросы о возрасте, образовании, сфере деятельности, взглядах, предпочтениях и т.д.

суммарная численность объектов наблюдения (люди, домохозяйства, предприятия, населенные пункты и т.д.), обладающие определенным набором признаков (пол, возраст, доход, численность, и т.д.), ограниченная в пространстве и времени.

это запрос от нашего заказчика, который хочет получить информацию о своем продукте или ситуации. Для этого он предоставляет нам поэтапную инструкцию и план работы, включая анкеты, которые интервьюеры заполняют, следуя требованиям заказчика. Важно правильно понимать, как работать с анкетами и вопросами, чтобы получить максимально точные и полезные результаты.

Работа с людьми подразумевает определённый деловой этикет общения, как и в любой сфере. В сфере соц. опросов принято соблюдать следующие правила.
Нужно понимать, что наша задача донести заказчикам, именно, мнение респондента. Если нарушать правила общения с респондентами, анкета не принимается и будет занесена в брак. Мы работаем с исходящей линией. Нашего звонка респонденты не ожидают и могут отреагировать по-разному. Любые возражения – это нормальная реакция. Не бойтесь, нужно правильно уметь парировать и удержать респондента на линии. В нашу задачу входит: любой звонок перевести в анкету. То есть, каждый звонок, завершённый заполненной анкетой. 

Перед проведением интервью прочитайте всю анкету. Если какой-то вопрос Вам непонятен, попросите разъяснений у Вашего руководителя. Перед проведением интервью Вы должны понимать, как ставить логические ударения в вопросе.  

Обращаем Ваше внимание на то, что нельзя менять формулировки вопросов (даже если Вам кажется, что так будет понятнее и проще!!!), объединять несколько однотипных вопросов в один и т.п. Все вопросы анкеты необходимо зачитывать так, как это предложено в анкете. 

  • Зачитывайте формулировки четко и внятно (!). Отделяйте варианты ответов друг от друга интонацией.
  • Недопустимо искажать слова (например, вместо партия «Яблоко» говорить партия «Яблочко», вместо «Ваш доход» говорить: «Ваш доходик»).
  • Зачитывайте, переходы между блоками анкеты. Это не отразится на итоговом времени интервью, но существенно облегчит его проведение, позволив респонденту сориентироваться в тематике опроса. 
  • Уточняйте, ответ респондента до конца. Зачастую в вопросах о голосовании и других респондент пускается в излишние рассуждения, и выдвигает несколько возможных ответов. В такой ситуации обязательно необходимо уточнять «и все-таки из представленных вариантов…» или «а если из двух выбрать один, то какой это будет» и т.д. 
  • Не нужно предлагать вариант «затрудняюсь ответить» сразу при первом прочтении вопроса. В дальнейшем, если респондент долго не может ответить на вопрос и интервьюер чувствует, что он действительно не знает ответ, то в таком случае вариант «З.О.» может быть предложен.  Это исключение, а не правило.
  • Если респондент начинает нервничать и говорить, что не интересуется политикой, нужно НЕ пропускать следующие вопросы на эту тему, а вежливо объяснить, что такова анкета и нам важно любое мнение именно по этим вопросам. «Мы понимаем, что эта тема может быть Вам не очень интересна, но нам крайне важно мнение россиян по ней».
    Если респондент начинает говорить, что ничего не понимает в политике или не знает, как правильно ответить на вопрос, то вежливо объясняем, что «у нас не существует правильных или неправильных ответов, ответьте так, как считаете нужным».

Памятка для интервьюеров

  1. После согласия респондента стоит поблагодарить его

-Благодарю вас за согласие/ Спасибо перейду к опросу.

  1. При зачитывании приветственной части: Если респондент говорит, что это долго или просит ему ничего не предлагать, обязательно уточните -”Мы НИЧЕГО не предлагаем, только проводим опрос” , “Всё будет зависеть от скорости Ваших ответов/ вопросы будут несложные с вариантами ответов,перейдем к опросу?”.
  2. Проявляйте заинтересованность, что Вам очень важно мнение респондента,благодарите за ответы, …» Спасибо за ваш ответ, перейдем далее «.
  3. 4. Если респондент не понимает каких-то вопросов, не раздражаться , а вежливо и тактично объяснить: «По регламенту моей работы, к сожалению не могу вам подсказывать, вы должны ответить на вопрос, так как вы его понимаете «
  4. 5. Очень важно подбадривать респондента !

<< Много еще осталось? Давайте завершим>> — Используйте фразы:
1.»Мы прошли бОльшую часть интервью, осталось совсем немного, благодарю Вас за терпение».
2. «Мы переходим к заключительному блоку».
3.  «Мы уже скоро завершим,уделите еще немного Вашего времени, постараюсь зачитывать быстрее» .

  1. Проявляйте заинтересованность, что Вам очень важно мнение р-та, благодарите за ответы, менять интонацию, и чаще старайтесь обращаться по имени к респонденту,

-«Анастасия, а какое из утверждений лучше всего описывает Ваше мнение?… Спасибо за Ваш ответ, зафиксировала.».

7.Если Вы не расслышали респондента, не бойтесь переспрашивать, задавать уточняющие вопросы и если Вы предлагаете варианты ответов, наиболее подходящие под его мнение, нужно предлагать как минимум ДВА, но не в коем случае не один, чтобы это не было учтено как наведение/наталкивание на какой-то определенный вариант ответа.

  1. Исключите фразы «ага,хорошо,окей, оценочные реакции “ Здорово, соглашусь” . Вместо этого нужно использовать «Поняла вас, зафиксировала, перейдём далее»,